Рынок недвижимости застыл из-за новых правил и валютных скачков
Дикая толчея в отделениях Фонда госимущества, всклокоченные посетители нотариальных контор и мечущиеся риелтеры, которые пытаются во что бы то ни стало спасти разваливающуюся сделку, – такую картину сегодня приходится наблюдать едва ли не каждому, кто вздумал в это интересное время купить или продать жилье. Что происходит и когда на рынке недвижимости упорядочится жизнь?
На первый взгляд, ничего сверхъестественного не случилось. Как мы уже писали не раз, с 1 февраля все перешли на новый вид оценки недвижимости. Это значит, что теперь, если вам нужно продать жилье, следует обращаться только в те компании, которые прошли специальное обучение и тестирование и в результате стали обладателями сертификатов Фонда госимущества. Они обучены проводить «правильную» оценку. И только имея ее на руках, можно обращаться к нотариусу и оформлять сделку. Любая другая оценка не подойдет.
Отложенные риски
Задача оценщика проста и конкретна: вывести на свет божий более-менее объективную стоимость того, что продается и с продажи чего, соответственно, платятся налоги. Ни для кого не секрет, что за двадцать с лишним лет существования рынка недвижимости в стране система оценщиков этой самой недвижимости так и не была создана. Для проведения сделок цифры в подавляющем большинстве указывались с потолка или брались символические данные оценки БТИ, по которым, например, новая квартира в престижном районе столицы могла стоить 6-8 тыс. грн.
Стоимость объекта продажи чаще всего занижалась: так «оптимизировалась» уплата налогов с продажи. По разным оценкам, до 85% рынка недвижимости было «в тени», где вращались десятки и сотни «неучтенных» миллиардов. На первый взгляд, продавец и покупатель вроде бы экономили. Однако фактически очень рисковали: в случае признания сделки недействительной (а такой в Украине может быть названа любая на вторичном рынке жилья, признаются эксперты) покупатель уже не мог рассчитывать на то, что ему вернут его деньги. Не говоря уже о том, что государство, и в том числе Пенсионный фонд, недополучало огромные суммы.
Гладко на бумаге
Сейчас, теоретически, оценка должна быть упорядочена. Сегодня можно заказать оценку любого объекта в любом регионе даже дистанционно. Однако у нас все нововведения традиционно стартуют тяжело и со скрипом, даже если они простейшие и направлены на предельное облегчение процесса.
К примеру, нотариусы, не разобравшись до конца в требованиях Фонда госимущества, принялись требовать новую форму оценки не только для тех, кто продает жилье, но и в случаях передачи его в дар или в наследство. Хотя на практике для такой процедуры эта оценка не нужна, сойдет и прежняя форма. Или оценщики, работающие по-новому, почему-то стали завышать стоимость продаваемого жилья. Разумеется, ни покупателям, ни продавцам это было ни к чему – и пришлось продавцам заказывать оценку по несколько раз, всякий раз внося ее полную стоимость и теряя драгоценное время (сейчас выдачу оценки приходится ждать до двух недель).
Все это не могло не отразиться на рынке, который активным никто бы не решился назвать. Всякая «зависшая» или расторгнутая сделка нынче на виду и добавляет нервозности. А чехарда на рынке валют и вовсе ввела рынок недвижимости в ступор. Одни боятся продавать, опасаясь продешевить, другие не решаются покупать, надеясь на скорый обвал, который уже наблюдался в период кризиса 2008 года.
«Такого обвала точно не будет, – считает президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Сергей Злыдень. – Его можно не ждать. Девальвация нацвалюты не настолько велика, чтобы она могла объективно отразиться на ценах. Да и очевидно, что вызвана эта девальвация не экономическими причинами. В любом случае, коллапса не ожидаем».
По мнению эксперта, рынок, скорее всего, будет в «дремлющем» состоянии до весны, затем активизируется и постепенно «разогреется» ближе к осени.