Нововведения в системе регистрации прав на недвижимость. Украина
12 февраля 2014 года вступает в силу “Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений” утвержденный Постановлением КМУ №868 от 17.10.2013. Принятие данного акта было призвано упростить процедуру регистрации вещных прав с учетом анализа практики 2013 года, на протяжении которого применялись положения предыдущего Порядка, утвержденного Постановление КМУ №703 от 22.06.2011
Стоит сразу же отметить, что принципиальных изменений система регистрации вещных прав не претерпела. Однако был внесен ряд нововведений, наиболее значимые из которых мы рассмотрим ниже.
Одновременная регистрация права собственности и вещного права.
Как известно, в силу отсутствия автоматического переноса данных в новый Государственный реестр из предыдущих реестров (существовавших до 2013 года), законодательством установлена “двухступенчатая” процедура регистрации, согласно которой регистрации всех производных вещных прав предшествует обязательная регистрация права собственности на соответствующий объект. Например, в день оформления нотариальной сделки собственник изначально подавал заявление о регистрации права собственности, что позволяло нотариусу открыть регистрационное дело на объект, а приобретатель вещного права – заявление о регистрации такого права. Согласно новому Порядку, оба действия будут осуществляться одновременно, т. е. по одному заявлению от заинтересованного лица (владельца, правоприобретателя или стороны сделки).
Кроме того, упорядочена процедура одновременной регистрации права пользования земельными участками государственной и коммунальной собственности, и соответствующего права собственности государства или территориальной общины. Возможность одновременной регистрации прав для таких земельных участков была предусмотрена еще в мае 2013 года (с принятием Закона N 233-VII от 14.05.2013), но процедура регистрации до этого времени отсутствовала.
Получение информации из старых реестров
Вследствие отсутствия автоматического переноса данных в новый реестр, в прошлом году заявителям отказывали в предоставлении информации об имуществе, право собственности на которое было зарегистрировано до 2013 года. Если информация об объекте находилась в предыдущих реестрах, заявителям рекомендовали “перерегистрироваться” в новом Государственном реестре прав. Теперь же, отказывать заявителю в предоставлении информации в таких случаях не должны. В то же время, новый Порядок прямо предусматривает лишь обязанность регистратора оформить информационную справку, или выписку (а не извлечение), объема информации в которых может быть не достаточно заявителю для определенных целей.
Также новым Порядком предусмотрено, что в случае отсутствия сведений в Государственном реестре прав и Реестре прав собственности на недвижимое имущество (предыдущий реестр), регистратор использует (при наличии) данные на бумажных носителях информации (регистрационные книги и дела, которые вели органы БТИ).
Очевидно, что данная норма будет работать лишь в случае обеспечения передачи соответствующих материалов их архивов БТИ органам государственной регистрационной службы. Решение этого вопроса предусмотрено принятым в первом чтении законопроектом №2049а, который обязывает органы БТИ в трехмесячный срок осуществить передачу регистрационных книг и дел органам Министерства юстиции.
Технический паспорт на объект недвижимости
По сравнению с предыдущим Порядком, расширен перечень случаев, в которых для регистрации прав заявитель подает технический паспорт на объект недвижимости (на данный момент требуется лишь для вновь сооруженных и реконструированных объектов). Так, техпаспорт необходимо будет подавать и если в правоустанавливающих документах на объект отсутствуют сведения о его технических характеристиках. По сути, появление такой нормы закрепляет распространённое на практике (и разумное, по нашему мнению) требование государственных регистраторов и нотариусов предъявлять технический паспорт на объект при любой регистрации.
Регистрация прав по почте
Новым Порядком предусмотрена возможность подачи заявления о государственной регистрации прав и сопутствующих документов по почте (в том числе и курьерской), что призвано упростить процедуру для заявителя. Популярность данного нововведения на практике сомнительна, а ввиду общеизвестных проблем с работой почтовых служб, отправка таким способом оригиналов правоустанавливающих документов еще и достаточно рискованна.
Выдача свидетельств на объекты, зарегистрированные до 2013 года
Новый Порядок также предоставил полномочия государственной регистрационной службе осуществлять выдачу свидетельств о праве собственности на недвижимость и государственных актов о праве собственности на землю взамен утерянных или поврежденных свидетельств, выданных до 2013 года. Для регистрации права и выдачи свидетельства в таком случае подается заверенная копия утраченного документа, а также объявление в региональных СМИ его утрате. Ранее такая возможность законодательно предусмотрена не была и весь прошлый год это была серьезная проблема.
Прекращение ипотеки
Расширен перечень заинтересованных лиц, по заявлению которых осуществляется регистрация прекращения ипотеки – кроме ипотекодержателя и государственного исполнителя, к таким субъектам также отнесены заинтересованные лица (применительно к ситуации с ипотекой, это лица, которыми прекращается ипотека, а также лица, в интересах которых прекращается ипотека). Таким образом, разрешена распространенная в 2013 году проблема, когда даже после погашения кредита ипотекодатель был вынужден требовать у банка содействия в прекращения ипотеки. Кроме того, теперь прекращение обременения недвижимого имущества ипотекой проводится нотариусом одновременно со снятием им запрета, наложенного при удостоверении договора ипотеки.
Услугами Укргосреестра можно воспользоваться через “Укрпочту“
Стоит отметить, что большинство из вышеуказанных нововведений действительно должны поспособствовать некоторому упрощению процедуры регистрации вещных права в 2014 году. Однако, многие предложения, которые неоднократно вносились специалистами, так и остались не учтенными в новом документе. Так, например, давно назрела практическая необходимость наделить нотариусов правом предоставлять извлечения из реестра без привязки к оформлению нотариальной сделки, благодаря чему удалось бы “разгрузить” работу регистрационных служб и сэкономить время заявителей.